Сайт учителя химии Обергана Сергея Владимировича

Добро пожаловать!

   

  

  

БЛОГ



Предыдущий | В начало |  Педагогический форум работников образования Ляховичского района (август, 2016) © »


Дистанционная олимпиада как средство развития одаренности учащихся ©

20.09.16 19:20

Проект организации и проведения собственной дистанционной олимпиады, тогда еще не имевшей названия, был задуман в начале 2013 года. Отмечу, что попытки организовать дистанционное взаимодействие в районе осуществлялись и ранее, но, как правило, это были просто архивы с блоками заданий, размещенные где-то в сети Интернет. Обучаемый по ссылке скачивал архив, выполнял в тетради письменно задания, затем учитель передавал решения олимпиадной комиссии, где специальная группа учителей проверяла решения и определяла результаты. Подобное взаимодействие трудно назвать полноценной дистанционной олимпиадой. Иначе говоря, такая форма отличается от очной олимпиады только нахождением участника на расстоянии, однако и здесь затрачивается время учащегося на оформление работы, и время целой группы учителей в ходе проверки.

Исходя из минусов описанной формы, в создании своей дистанционной олимпиады преследовалась реализация нескольких ключевых моментов: олимпиада должна быть полностью дистанционной, задания должны иметь уровневость и ранжироваться по классам, обработка результатов максимально автоматизирована, а в определении результатов должно быть исключено или минимизировано влияние человеческого фактора. Иначе говоря, должен быть создан электронный аналог независимого жюри.

Исходя из этого, решались следующие организационные задачи: создание Положения о дистанционной олимпиаде, выбор интернет-площадки для проведения олимпиады онлайн, разработка олимпиадных заданий, дифференцированных по возрастным и оценочным критериям, реклама и привлечение учащихся школ к проекту. 

Выбор интернет-площадки для проведения дистанционной олимпиады базировался на трех основных критериях: легкая регистрация, понятный интерфейс, поддержка разноуровневости и многотипности заданий. Таким критериям отвечает обучающая среда Moodle, однако она является платной. Платная дистанционная олимпиада в периферийной белорусской школе, по моему мнению, заранее обречена на провал – далеко не все родители станут платить за какую-то там олимпиаду, да еще в интернете, которая ничего, по их мнению, не дает. Это приведет к тому, что участвовать будут те же немногочисленные избранные и успешные дети, которые и так в небольших школах участвуют во всех подряд конкурсах и олимпиадах.

Разумеется, наличие оплаты противоречило моей цели привлечь к химическому олимпиадному движению максимального количества учащихся 8-11 классов, а точнее – всех желающих учащихся школ нашего района. Причем как успешных, так и не очень. Из многолетнего опыта работы мне известно, что очень многие ребята, не прошедшие на районный этап, очень хотели бы в чем-то подобном себя проявить. Поэтому дистанционная олимпиада может рассматриваться как полноценная альтернатива олимпиаде очной, одновременно имеющая чрезвычайно важное преимущество – она полностью проходит у ребенка дома, в максимально комфортной для него среде. Здесь изначально исключены стрессовые ситуации, которыми так изобилует олимпиада очная. Более того, время старта и продолжительность выполнения также определяется самим ребенком.


После изучения нескольких интернет-площадок, специализирующихся на проведении контроля знаний онлайн, в качестве площадки был выбран сервис Мастер-Тест. Практика работы с данным сервисом в 2013 – 2015 годах показала наличие некоторых критических ошибок и общей нестабильности работы. Отмечу, что в настоящее время ошибки исправлены, ресурс оптимизирован и вполне приемлем для пользования.

Чтобы не зависеть от воли случая при использовании Мастер-Тест, в рамках расширения личного информационно-образовательного пространства под моим руководством в интернете был создан новый веб-сервис для проведения онлайн тестирования – interhimik.ru. Ведущая педагогическая идея разработки интернет-сервиса «Интерхимик» заключалась в создании современных комфортных условий изучения химии учащимися на уроке и дома, обеспечивающих повышение уровня учебной мотивации и, как следствие, повышения уровня обученности по предмету.

Цель создания интернет-сервиса «Интерхимик» – повышение уровня обученности учащихся по химии (как вариант, и по другим предметам) посредством применения в процессе учебы новейших дистанционных образовательных технологий и создания современного образовательного пространства.

Вся техническая часть создания сервиса разработана и реализована обычным учащимся 11 класса нашей школы. Собственные возможности сервиса полностью отвечают указанным выше критериям и требованиям, что доказано практикой его активного использования в 2015/2016 учебном году.

Задания дистанционной олимпиады изначально требуют жесткого отбора – они не должны «гуглиться». Поэтому основная масса времени при подготовке олимпиады затрачивается именно на решение этой проблемы. На практике выяснилось, что решения многих заданий современных сборников тестов по химии, расчетных задач, заочных практических туров, разнообразных очных олимпиад, уже есть  в свободном доступе в интернете. Выход оказался неожиданным – давно забытые задания из книг и сборников задач и упражнений по химии 20-30-летней давности. Они отсутствуют в сети, и были взяты за основу блоков олимпиадных заданий. Кроме того, важную роль в создании своих заданий играют мои знания и навыки в области рерайтинга.

В ходе разработки положения о проведении дистанционной олимпиады она получила свое название – «Интерхимик-Ляховичи». Своего рода «проба пера», по согласованию с администрацией школы, была проведена в январе 2014 года в форме внутришкольной дистанционной олимпиады. Ее результаты и массовый интерес учащихся к примененной новой форме показали полное право на существование подобной олимпиады в более широких масштабах. Таким образом, по согласованию с руководством отдела образования, в дальнейшем проект «Интерхимик-Ляховичи» был реализован в рамках образовательного пространства района. Информационное сопровождение олимпиады обеспечивалось посредством сайтов Ляховичского РОО, средней школы №1 г. Ляховичи, моим персональным сайтом,  а также созданной в популярной социальной сети группой с одноименным названием. Анонс, ход олимпиады и ее результаты также освещались в печати – районной газете «Ляховичский вестник».

Таким образом, в период 2014-2016 г.г. в Ляховичском районе мной организованы и проведены пять районных и одна внутришкольная дистанционные олимпиады «ИнтерХимик-Ляховичи», в которых приняли участие более 350 учащихся 8-11 классов школ района. Логичным развитием начатой работы в данном направлении является подготовленная и проведенная в 2015 г. новая районная дистанционная олимпиада – «ИнтерБиолог-Ляховичи». Она создавалась мной совместно с учителем биологии нашей школы, и студенткой биологического факультета одного из столичных ВУЗов, моей бывшей ученицей. Сегодня созданы условия для скорого появления в сети интернет еще одной дистанционной олимпиады – «ИнтерГеограф-Ляховичи».

Для диагностирования успешности применения дистанционной олимпиады мной определены следующие критерии:

1. степень удовлетворенности учащихся изучением химии в условиях применения инновации;

2. устойчивость интереса учащихся к изучению предмета;

3. оптимальность: затраты сил и средств учителя и учащихся для достижения результатов, соответствие результатов;

4. результативность: динамика уровня успеваемости учащихся по химии.

         Показатели первого и второго критериев определялись путем проведения анкетирования учащихся  9 –11 классов.

        Об устойчивости интереса к предмету и к применяемой инновации показывают численный состав группы «ИнтерХимик-Ляховичи», число зарегистрированных пользователей сайта учителя химии и интернет-сервиса «Интерхимик», количество участников дистанционных олимпиад.

Соответствие результатов контроля знаний при помощи сервиса «Интерхимик» и очной формы контроля показывают результаты дистанционных контрольных тестов и последующей контрольной работы.

Как и в любой другой деятельности, в организации дистанционного взаимодействия есть и ряд проблем, которые не остаются без внимания и решаются чаще индивидуально.

Сегодня можно с уверенностью сказать – дистанционная олимпиада,  как и другие дистанционные формы обучения в совокупности с традиционным образованием создают ту среду, в которой формируются новые модели школы. Прогресс требует от учителя решения новых образовательных задач. Моя цель в этом – поиск путей их решения, которые зачастую являются инновационными.





Предыдущий | В начало |  Педагогический форум работников образования Ляховичского района (август, 2016) © »



Регистрация пользователя
Не зарегистрирован






  КОПИЛКА ГЛАВНАЯ БЛОГ ФОРУМ КАРТА САЙТА В СЕТИ МЕДИА ПРОФЕССИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ГОСТЕВАЯ ТЕСТЫ  
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS