Сайт учителя химии Обергана Сергея Владимировича

Добро пожаловать!

   

  

  

БЛОГ



« Имейл конференция ©  | В начало |  Областной конкурс "ИТ-граница" »


Рецензия «Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь» ©

20.05.16 15:56

Рецензируемая рукопись рабочей тетради предсталяет собой учебное пособие, способствующее самостоятельной работе обучающихся, или обеспечивающее работу обучающихся по освоению учебного предмета «Химия» на уровне 9 класса под руководством учителя.

Содержание рукописи в полной мере соответствует требованиям Учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения. Химия. VII–XI классы. – Минск: НИО, 2012, утвержденной Министерством образования.

Представленная рукопись является одним из компонентов учебно-методического комплекса по химии для 9 класса. В структурно-содержательную основу тетради, как видится рецензенту, положено требование взаимосвязи компонентов учебно-методического комплекса, что способствует полноте реализации его основных функций: справочно-информационной, информационно-дополняющей, контролирующе-оценивающей. Кроме того, структура и содержание тетради позволяют реализовать функцию управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

Рукопись в целом написана химически грамотно, на высоком методическом уровне. При этом учебный материал пособия разбит на уроки согласно порядку и содержанию параграфов в учебнике «Химия: учебник для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения/ Е.И. Василевская [и др.]. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – Минск: Нар. асвета, 2012», и календарно-тематическому планированию, что делает указанное пособие эффективным средством сопровождения процесса обучения в учебном году.

Пособие состоит из разработок 60 уроков по курсу химии 9 класса, разделенных на шесть тем в соотвествии с главами вышеуказанного учебника Все уроки структурированы на три раздела, каждый из которых призван выполнять определённую дидактическую функцию:

- в первом разделе в сжатом виде представлен основной учебный материал урока, назначение которого систематизация и первичное закрепление знаний и умений учащихся. Каждый урок имеет разное число заданий в соответствии с объемом учебного материала параграфа учебника. Типы заданий – самые разнообразные, от стандартного теста до кроссвордов, текстовых заданий и заданий на соответствие. Большое разнообразие типов заданий, ранжирование, пусть не четкое, по уровням, видится рецензенту как несомненный плюс рецензируемой рукописи. Здесь же учащимся предлагается подготовка и указания к выполнению лабораторных опытов, а также задания и рекомендации по подготовке к практическим работам.

         Таким образом, обучающимся для выполнения практической части Учебной программы по химии потребуется вторая тетрадь – для лабораторных опытов и практических работ, которая будет храниться в течение учебного года у учителя в кабинете химии. Рецензент видит определнный смысл в объединении рецензируемой рабочей тетради и тетради для лабораторных опытов и практических работ в единую, которая будет находиться у обучаемого и сдаваться на проверку по мере необходимости. При таком варианте у обучающегося всегда будут находиться «под рукой» описания, признаки реакций и результаты всех проведенных химических экспериментов, а равно и оцененные практические работы – для последующего анализа и работы над ошибками. Тем более, содержание многих экспериментов, и не только в 9 классе, аналогично ранее выполненным опытам, или является логическим продолжением предыдущих.

         Как второй вариант – предлагается в рабочую тетрадь включить только лабораторные опыты, и сделать отдельной тетрадь только для практических работ.

- во втором разделе учебный материал всех уроков представлен заданиями пяти уровней сложности, и предполагает закрепление и совершенствование знаний и умений учащихся. Они ранжированы по уровням усвоения учебного материала от 1-го до 5-го. В данном разделе использованы задания, аналогичные  учебнику или сборнику задач, позволяющих учащимся закрепить и совершенствовать знания об основных понятиях химии, составе, номенклатуре и свойствах изучаемых веществ, формировать и совершенствовать умения составлять уравнения реакций, решать задачи по уравнениям реакций и проводить расчёты по формулам. Задания пятого уровня предполагают развитие умений учащихся действовать в нестандартной ситуации. Задания второго раздела вполне могут быть выбраны учителем в качестве выходного контроля. Это позволит учителю оценить (субьективно, т.к. задания этого раздела тесно перекликаются с вопросами первого раздела, и существует шанс подсмотреть имеющиеся в конце тетради ответы) , а учащимся осуществить самоконтроль усвоения учебного материала по данной теме. заданияПрактически все задания пятиуровневые, что соответствует Нормам оценки результатов учебной деятельности учащихся. Раздел представлен практически только тестами. Рецензент не пришел к однозначному мнению, достаточно ли этого. Возможно, следует глубже проанализировать возможность включения других типов заданий в 4-5 уровень (по аналогии с заданиями ЦТ – части А и Б).

- третий раздел (поля) в рецензируемой тетради использутеся для указаний, подсказок, написания ответов контрольных заданий или заметок.

В пособии каждый раздел снабжен определённым рисунком-иконкой, в соответствии с его содержанием. Кроме того, используются рисунки-подсказки, рисунки, акцентирующие внимание учащихся на главном в данном уроке и рисунки обращающие внимание учащихся на необходимость соблюдения правил безопасности при выполнении лабораторных опытов. Использование данных рисунков, по мнению рецензента, усиливает диалогичность и тем самым привлекательность пособия для учащихся, а рисунки-подсказки оптимизируют деятельность учащихся.

В пособии реализованы как внутрипредметные, так и межпредметные связи с географией, физикой, математикой.

По структуре и содержанию пособия можно сделать следующие общие замечания:

- очень мало заданий (практически отсутстуют) на применение изучаемых веществ в быту и в промышленности;

- по всему пособию: в заданиях типа «К керамическим изделиям не относится:» выделить НЕ крупным ширфтом;

- откорректировать рисунки и их расположение на странице по всему пособию;

- в рукописи необходимо исправить ряд технических ошибок и неточностей, т.е. внести редакторские правки;

-применить шрифты согласно требованиям стандарта.

Далее следуют постраничные замечания. (если интересно - в ЛС)

В целом рукопись «Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь» соответствует требованиям, предъявляемым к данного рода учебной литературе, указанные замечания легко устранимы, не носят принципиального характера и не требуют глобальной переработки рукописи. Таким образом, рукопись может быть рекомендована к изданию.

Рецензия рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры химии, протокол №__ от ___мая 2015 г.

 

Подпись заверяю                                                Рецензент: учитель химии

Директор средней школы №1                            средней школы №1 г.Ляховичи

г.Ляховичи

__________________ Н.И. Кулак                       ________________ С.В. Оберган




« Имейл конференция ©  | В начало |  Областной конкурс "ИТ-граница" »



Регистрация пользователя
Не зарегистрирован






  КОПИЛКА ГЛАВНАЯ БЛОГ ФОРУМ КАРТА САЙТА В СЕТИ МЕДИА ПРОФЕССИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ГОСТЕВАЯ ТЕСТЫ  
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS