Сайт учителя химии Обергана Сергея Владимировича

Добро пожаловать!

   

  

  

БЛОГ



« Рецензия «Химия. X-XI класс. Повышенный уровень» (2016) ©  | В начало |  Имейл конференция © »


Рецензия «Химия. X-XI класс. Базовый уровень» (2016) ©

14.06.16 10:14

Предложенная для рецензирования программа предназначена для учреждений общего и среднего образования с русским (белорусским) языком обучения. Структурно программа содержит 3 раздела: целевой, содержательный и компетентностный, что соответствует требованиям, предъявляемым к основным учебным программам.

Целевой раздел, единый для обоих классов, представляет собой пояснительную записку, в которой правильно определены общее назначение и актуальность программы, цель и решаемые задачи. Дано общее описание структуры программы, а также рассмотрены некоторые аспекты подходов к построению содержания образования. Присутствует указание на возможность самостоятельного разумного распределения учителем количества часов, отводимых на изучение темы, а также вариативность демонстраций и лабораторных опытов. В распределении времени изучения присутствует ссылка на учебный план, указано количество часов изучения для обоих классов. Рекомендуемые формы и методы в целевом разделе отсутствуют, и, на мой взгляд, не нужны, поскольку они, как правило, указываются в ежегодных инструктивно-методических письмах, другой методической литературе, и выбор оптимальных для конкретной школы остается за учителем.

Компетентностный раздел представляет собой блок основных требований к результатам учебной деятельности в обоих классах, который структурирован и дифференцирован.

Содержательный раздел подразделен на 9 тем в 10 классе (органическая химия), и 8 тем в 11 классе (общая и неорганическая химия). Указано примерное количество часов, отведенное на изучение каждой темы, в том числе резервное время, самостоятельно распределяемое учителем. В каждой теме присутствует подразделение на теоретический материал и практическую часть: демонстрации, лабораторные опыты, практические работы.

В целом содержательный раздел программы 10 класса не претерпел значительных изменений в сравнении с ныне действующей программой. В целях рационализации предлагаю следующее:

1.     В тему 1 (стр. 4) следует включить материал «Межмолекулярное взаимодействие. Водородная связь», т.к. уже в теме 3 (стр.6) учащиеся уже должны изучить ее влияние на физические свойства спиртов, и далее (тема 5, стр. 7).

2.     Тема 2, стр. 4. Тривиальные названия алканов – стОит ли акцентировать внимание учащихся базового уровня изучения химии на именно тривиальных названиях первых четырех представителей ряда метана? И дополнительно - возможно, следует ввести синоним понятия «насыщенные углеводороды» - «предельные» (понятие часто и много встречается в российской литературе: Цветков, Габриелян)

3.     Тема 2 стр.5. В школах часто не хватает спирта, часто не хватает даже заправить спиртовки, и многие учителя (я в том числе) в ПР.Р.-1 получаем этилен разложением полиэтилена. Возможно, следует ввести эту реакцию в рассмотрение в теории на уроке как лабораторный способ получения этилена?

4.     Тема 2 стр.5. В блоке получения диенов отсутствует реакция Лебедева. Изъята как устаревший способ получения бутадиена? Не критично для базового уровня. А как же тогда межклассовая связь между диенами и спиртами?

5.     Л.О.-1, стр. 6. Изготовление шаростержневых (!) моделей? Для учащихся 10 класса? Требуется срочно заменить этот Л.О., на компьютерное моделирование. Использовать ЭСО «Анимация моделей…» компании ИнисСофт, рекомендованное МО РБ, или любой другой редактор формул, которых много бесплатных (!) в сети интернет и для Android, и для Windows . Уже 3 года я успешно использую программу Avogadro.

В данном вопросе есть более конструктивное предложение. В 10-11 классах на базовом и повышенном уровнях убрать вообще детские Л.О. «Изготовление шаростержневых моделей», выполняемые из палочек и шариков. А также демонстрации моделей молекул (в 10 классе – тема 3 стр. 6; тема 4 стр. 7; тема 5 стр. 8; тема 8 стр.10; в 11 классе – тема 3 стр.14). Вместо убранного в программу ввести новую практическую часть: «Компьютерное моделирование молекул»; выполнять или в компьютерном классе, или как домашнее задание (на оценку по желанию). Тем более, образцы некоторых моделей молекул имеются на иллюстрациях в учебниках по предмету.

6.     Тема 3 стр. 6. Дегидратация спиртов – какая? Если внутримолекулярная – хорошо, если межмолекулярная – нужно ли на базовом уровне детям знать о простых эфирах? Они больше нигде с ними не встретятся в курсе химии.

7.     Тема 3 стр. 6. Взаимодействие многоатомных спиртов с органическими кислотами. Надо ли на базовом уровне учащемуся знать получение сложного эфира глицерина и карбоновых кислот? Скорее, достаточно неорганических (нитроглицерин).

8.     Тема 5 стр. 8. Олеиновая кислота только одна из ненасыщенных. В то же время линолевая и линоленовая кислоты очень важны (ЗОЖ). Требуется добавить хотя бы для знакомства.

9.     Тема 6 стр. 8. Жиры – добавить изучение номенклатуры триглицеридов.

 

Содержательный раздел программы 11 класса также не претерпел значительных изменений в сравнении с программой 10 класса (2012). В целях рационализации предлагаю следующее:

1.     Тема 3 стр. 14. Если межмолекулярное взаимодействие и водородную связь перенести в 10 класс, здесь она будет рассматриваться только как повторение.

2.     Тема 6 стр. 16. Аллотропия серы отсутствует. В то же время изучается состав и строение молекулы серы. Здесь же отсутствует получение кислорода.

3.     Тема 6 стр.17. Подробные химические свойства оксида серы (IV) – есть ли в этом необходимость на базовом уровне? Достаточно указать его кислотные свойства – общие свойства с другими кислотными оксидами. Рациональнее рассмотреть подробно химические свойства оксида серы (VI) как более важного.

4.     Тема 6 стр. 17. Реакции конц. серной кислоты с медью и серебром – оба малоактивных металла, выделяется один оксид серы (IV). Рациональнее рассмотреть реакции конц. серной кислоты с медью, цинком и магнием – разные серосодержащие продукты реакции, попутно повторим метод электронного баланса (снова понадобится в теме «Азотная кислота»).

5.     Тема 6 стр. 17. Разложение нитратов отсутствует (не критично, но лучше изучать, т.к. далее идет тема «Минеральные удобрения», и как отличить селитру от суперфосфата, школьник должен знать).

6.     Тема 6 стр. 18. Нужна ли демонстрация №2 (многократно повторяемая из класса в класс Zn + HCl) учащимся 11 класса?

7.     Тема 7 стр. 20. Нужен ли Л.О.-7 учащимся 11 класса? Рациональнее ввести Л.О. «Уменьшение жесткости воды», или иной новый и не сложный.

8.     Тема 8 стр. 20. Реальную экскурсию на предприятие за 45 мин. провести невозможно физически. Предлагаю добавить текст «виртуальная».

 

Таким образом, можно сделать вывод, что учебная программа для учреждений общего среднего образования «Химия. X-XI класс. Базовый уровень» (2016) в целом соответствует требуемым критериям. Соблюден принцип системности в отборе материала. Программа логична, последовательность рассмотрения материала выполняется, четко просматриваются межпредметные и внутрипредметные связи. Рациональность распределения часов и соответствие объема учебного материала отведенному количеству часов не является определяющим вследствие имеющейся возможности учителя самостоятельно перераспределять часы по темам.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования «Химия. X-XI класс. Базовый уровень» (2016) рекомендуется к использованию в образовательном процессе в учреждениях общего среднего образования как без доработки, так и после доработки по замечаниям рецензента.

 

 

Рецензия рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры химии, протокол №_____ от _____________ 201__ г.

 

Подпись заверяю                                                Рецензент: учитель химии

Директор средней школы №1                            средней школы №1 г.Ляховичи

г.Ляховичи

__________________ Н.И. Кулак                       ________________ С.В. Оберган




« Рецензия «Химия. X-XI класс. Повышенный уровень» (2016) ©  | В начало |  Имейл конференция © »



Регистрация пользователя
Не зарегистрирован






  КОПИЛКА ГЛАВНАЯ БЛОГ ФОРУМ КАРТА САЙТА В СЕТИ МЕДИА ПРОФЕССИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ГОСТЕВАЯ ТЕСТЫ  
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS