Сайт учителя химии Обергана Сергея Владимировича

Добро пожаловать!

   

  

  

БЛОГ



« Педагогический форум работников образования Ляховичского района (август, 2016) ©  | В начало |  Рецензия «Химия. X-XI класс. Базовый уровень» (2016) © »


Рецензия «Химия. X-XI класс. Повышенный уровень» (2016) ©

16.06.16 13:10

Предложенная для рецензирования программа предназначена для учреждений общего и среднего образования с русским (белорусским) языком обучения. Структурно программа содержит 3 раздела: целевой, содержательный и компетентностный, что соответствует требованиям, предъявляемым к основным учебным программам.

Целевой раздел, единый для обоих классов, представляет собой пояснительную записку, в которой правильно определены общее назначение и актуальность программы, цель и решаемые задачи. Дано общее описание структуры программы, а также рассмотрены некоторые аспекты подходов к построению содержания образования. Акцентируется внимание на приобретение учащимися повышенного уровня изучения химии системных химических знаний и умений, развитие компетенций, необходимых для продолжения химического образования и профессионального самоопределения. Указывается на осуществление более глубокой подготовки учащихся за счет расширения теоретической базы знаний, увеличения перечня экспериментальных и расчетных задач, введения усложненных задач.

Предусмотрено указание на возможность самостоятельного разумного распределения учителем количества часов, отводимых на изучение темы, а также вариативность демонстраций и лабораторных опытов. В распределении времени изучения присутствует ссылка на учебный план, указано количество часов изучения для обоих классов. Рекомендуемые формы и методы в целевом разделе отсутствуют, и, на мой взгляд, не нужны, поскольку они, как правило, указываются в ежегодных инструктивно-методических письмах, другой методической литературе, и выбор оптимальных для конкретной школы остается за учителем.

Компетентностный раздел представляет собой блок основных требований к результатам учебной деятельности в обоих классах, который структурирован и дифференцирован в соответствии с материалом повышенного уровня.

Содержательный раздел подразделен на 9 тем в 10 классе (органическая химия), и 9 тем в 11 классе (общая и неорганическая химия). Указано примерное количество часов, отведенное на изучение каждой темы, в том числе резервное время, самостоятельно распределяемое учителем. В каждой теме присутствует подразделение на теоретический материал и практическую часть: демонстрации, лабораторные опыты, практические работы.

Содержательный раздел рецензируемой программы 10 класса, на мой взгляд, оптимален для изучения химии в условиях профильного химического образования. В целях рационализации предлагаю следующее:

1.     Тема 2, стр. 5. Возможно, следует ввести синоним понятия «насыщенные углеводороды» - «предельные» (часто и много встречается в российской литературе: Цветков, Габриелян, и др.)

2.     Тема 2 стр.6. В школах часто не хватает спирта, часто проблемно даже заправить спиртовки, и многие учителя (я в том числе) в ПР.Р.-1 получаем этилен разложением полиэтилена. Возможно, следует ввести эту реакцию в рассмотрение в теории как лабораторный способ получения этилена?

3.     Тема 2 стр.6. Вернуть реакцию Лебедева! Это  межклассовая связь между диенами и спиртами.

4.     Тема 2 стр. 7. Для аренов предполагается изучение только реакций замещения. Следует обязательно включить изучение реакций присоединения в жестких условиях.

5.     Л.О.-1, стр. 7; демонстрация 1. Изготовление шаростержневых (!) моделей для учащихся 10 класса профильного обучения? Требуется срочно заменить этот Л.О. на компьютерное моделирование. Использовать ЭСО «Анимация моделей…» компании ИнисСофт, рекомендованное МО РБ, или любой другой редактор формул, которых много бесплатных (!) в сети интернет и для Android, и для Windows . Уже 3 года я успешно использую программу Avogadro.

В данном вопросе есть более конструктивное предложение. В 10-11 классах на базовом и профильном уровнях убрать вообще детские Л.О. «Изготовление шаростержневых моделей», выполняемые из палочек и шариков. А также демонстрации моделей молекул (в 10 классе – тема 3 стр. 8; тема 4 стр. 9; тема 5 стр. 10; тема 8 стр.12; в 11 классе – тема 4 стр.17). Вместо убранного в программу ввести новую практическую часть «Компьютерное моделирование молекул»; выполнять или в компьютерном классе, или как домашнее задание (на оценку по желанию). Тем более, образцы некоторых моделей имеются на иллюстрациях в учебниках по предмету.

6.     Тема 3 стр. 8. Демонстрация горения этанола – зажженную спиртовку все школьники уже видели и до 10 класса. Рациональнее ввести сравнительную демонстрацию горения этанола и, например, бутанола (или другого спирта с более высокой Mr) – по скорости воспламенения, цвету пламени и наличию копоти указать на массовую долю С в спиртах.

7.     Тема 5 стр. 10. Акриловая и олеиновая кислоты изучаются. В то же время линолевая и линоленовая кислоты очень важны (ЗОЖ, биология). Для повышенного уровня знать обязательно.

8.     Тема 6 стр. 10. Тему озаглавить «Простые и сложные эфиры. Жиры» - в теме 3 стр. 8 изучается межмолекулярная дегидратация спиртов. Логично вместе со сложными эфирами изучить простые эфиры, хотя бы обзорно. Тем более, это еще и межклассовая изомерия со спиртами.

9.     Тема 6 стр. 10. Жиры – обязательно добавить изучение номенклатуры триглицеридов.

10.  Тема 7 стр. 11. Представители пентоз – рибоза и дезоксирибоза: с этого начать изучение темы. В идеале было бы изучение еще и циклических форм этих углеводов (структурные молекулы ДНК и РНК в биологии)

11.  Тема 7 стр. 11. Только молекулярная формула сахарозы?

12.  Тема 7 стр. 11. Демонстрации: в школьных условиях можно проводить демонстрационно дегидратацию глюкозы, сахарозы, целлюлозы  (на выбор) серной кислотой – доказательство, что углевод–вода = углерод, и наоборот.

13.  Тема 8 стр. 12. В получение аминов добавить способ получения их нитроалканов (получение нитроалканов есть в теме 2 стр.5)

14.  Тема 8 стр.12. Добавить компьютерное моделирование ди- или трипептида.

Содержательный раздел программы 11 класса повышенного уровня предполагает изучение общей и неорганической химии. Он также оптимален и сбалансирован. В целях рационализации предлагаю следующее:

1.     Тема 1 стр. 16. Демонстрация образцов неорганических веществ – надо ли в 11 классе? Здесь очень нужна была бы ПР.Р. типа «Взаимосвязь между классами неорганических веществ» - например: металл – оксид – соль – гидроксид – оксид - металл.

2.     Тема 3 стр. 17. Добавить изучение вариантов периодических систем (короткопериодный, долгопериодный, и др.), их преимущества и недостатки. То же с демонстрациями.

3.     Тема 5 стр.18. Расчетные задачи: добавить задачи на расчет скорости химической реакции (хотя бы основные, тем более, правило Вант-Гоффа изучается).

4.     Тема 6 стр. 19. В демонстрации следует добавить «Тепловые эффекты при растворении» (более полное понимание растворения как физико-химического процесса). Здесь же: в Л.О.-5 гидролиз идет как изучение рН растворов солей. Тогда рационально ввести демонстрацию полного гидролиза соли, или же добавить к Л.О. – 5 проведение этой реакции.

5.     Тема 7 стр. 21. Кислотные свойства серного ангидрида как одного из важнейших соединений серы следует рассматривать более подробно.

6.     Тема 7 стр. 23. Нужна ли демонстрация №2 (многократно повторяемая из класса в класс Zn + HCl) учащимся 11 класса? Вместо нее лучше ввести демонстрацию реакции, например, перекиси водорода и перманганата калия.

7.     Тема 8 стр. 20. Реальную экскурсию на предприятие за 45 мин. провести невозможно физически. Предлагаю добавить текст «виртуальная».

Таким образом, можно сделать вывод, что учебная программа для учреждений общего среднего образования «Химия. X-XI класс. Повышенный уровень» (2016) в целом соответствует требуемым критериям. Соблюден принцип системности в отборе материала. Программа логична, последовательность рассмотрения материала выполняется, четко просматриваются межпредметные и внутрипредметные связи. Рациональность распределения часов и соответствие объема учебного материала отведенному количеству часов не является определяющим вследствие имеющейся возможности учителя самостоятельно перераспределять часы по темам.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования «Химия. X-XI класс. Базовый уровень» (2016) рекомендуется к использованию в образовательном процессе в учреждениях общего среднего образования как без доработки, так и после доработки по замечаниям рецензента.

Рецензия рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры химии, протокол №_____ от _____________ 201__ г. 

Подпись заверяю                                                Рецензент: учитель химии

Директор средней школы №1                            средней школы №1 г. Ляховичи

г. Ляховичи

__________________ Н.И. Кулак                       ________________ С.В. Оберган




« Педагогический форум работников образования Ляховичского района (август, 2016) ©  | В начало |  Рецензия «Химия. X-XI класс. Базовый уровень» (2016) © »



Регистрация пользователя
Не зарегистрирован






  КОПИЛКА ГЛАВНАЯ БЛОГ ФОРУМ КАРТА САЙТА В СЕТИ МЕДИА ПРОФЕССИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ГОСТЕВАЯ ТЕСТЫ  
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS